top of page
Writer's pictureKanon Magazine

НЕ ВИДНО ТРОПЫ В ВИФЛЕЕМ…


Александр Литвинов


Рождество празднуется во всём мире, хотя его значение и истинный смысл подменяется другими образами и ценностями.


Смысл Рождества


В нашем повседневном обиходе мы используем слова, смысл которых меняется. Некоторые из них становятся нарицательными и теряют своё первоначальное значение. К примеру, прилагательное «злачные» первоначально означало поля с проросшей сочной зеленью злаков. В христианстве такой библейский смысл остался. «Злачные пажити» — это мирное место с вниманием и заботой Пастыря. В обыденной жизни значение этого выражения поменялось. Сейчас выражение «злачные места» означает скопление людей с пониженной социальной ответственностью. Такое безобидное и чёткое в понимании слово использовалось с сарказмом, а затем и приобрело противоположное значение. Не хочется, чтобы это произошло со значением слова «Рождество».







В популярной американской песне «It's beginning to look a lot like Christmas» поётся о том, что всё вокруг ярко, дети ждут подарков, но самое красивое зрелище – это ветки падуба на входной двери в дом. Всё начинает напоминать Рождество. Добрая «рождественская песня», но в ней нет Рождества. Мы заняты суетой вокруг скидок, подарками и пожеланиями, ожиданием лучшего, оформлением дома, корпоративными вечерами. В обиходе такие образы как Санта-Клаус, эльфы, Олень Ральф с горящим носом, в крайнем случае волхвы на верблюдах и, как незначительная приправа, младенец Иисус. Можно подумать, что эта песня - признак XXI века, постмодернизма, обезличивания ценностей. Ещё можно добавить: «не то, что раньше» или «как всё поменялось…». Нет, эта песня была написана 70 лет назад в 1951 году. Интересно, что через 20 лет поэт Иосиф Бродский написал стихотворение:


В Рождество все немного волхвы.

В продовольственных слякоть и давка.

Из-за банки кофейной халвы

Производит осаду прилавка

грудой свертков навьюченный люд:

каждый сам себе царь и верблюд.


Сетки, сумки, авоськи, кульки,

шапки, галстуки, сбитые набок.

Запах водки, хвои и трески,

мандаринов, корицы и яблок.

Хаос лиц, и не видно тропы

в Вифлеем из-за снежной крупы.


Значение Рождества в нашем повседневном информационном мобильном пространстве, действительно, заполняется другими смыслами, персонажами и ценностями.


Святой Николай, Санта-Клаус, Дед Мороз…


В каждом крупном моле пред Рождеством в окружении красивых ёлок и другой декорации обязательно стоит кресло с Сантой-Клаусом. Типичная картина, когда выстраивается очередь из детей, которые хотят рассказать о том, что они сделали хорошего, о своих планах и желаниях. Санта, как детский психолог, выслушивает и говорит солидным и успокаивающим голосом что-то многообещающее.

Приведем в пример ещё одну популярную американскую песню «Santa Claus is coming to town». В песне Санта едет в город, составляет список и проверяет его дважды. Он из списка узнаёт, кто непослушный, а кто милый. Это ещё одна красивая «рождественская песня», в которой нет Рождества.

Как же появился популярный персонаж Санта-Клаус? Прообразом Санты является святой Николай Чудотворец. Санта означает «святой», а Клаус — «Николай». Придания гласят, что он был известен своей благотворительностью, помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей. Первоначально 6 декабря, в день святого Николая по церковному календарю, в странах Европы было принято дарить детям подарки от его имени.

В начале XX века костюм Санты был красным, с белой опушкой из меха. Такой образ появился на нескольких обложках юмористического журнала «Пак» (Puck) в 1902 году, а также на плакатах, рекламирующих напитки компании White Rock Beverages в 1915-м.

В 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время. При этом она предложила более современный облик Санты, разработанный Хэддоном Сандбломом. Именно этому живописцу принадлежит заслуга создания образа обаятельного Санта-Клауса, узнаваемого и очень популярного во всём мире. Его изображения стали самыми удачными из тех, что были представлены ранее многими художниками.

Персонаж Санты окружается и другими персонажами, такими как эльфы или олени, которые имеют свои имена. Упоминания о запряженных северных оленях появились в 1823 году в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Позднее в американский фольклор вошёл ещё один олень — Рудольф, который стоит во главе упряжки и имеет светящийся красный нос. Он появился в результате чикагской рекламной акции 1939 года.



Таким образом, персонажи, которые использовались в рекламе, начали доминировать в Рождественском празднике и вытеснять его истинный смысл.

Интересно, что Санта-Клаус имеет свой дом в Лапландии, а Дед Мороз — свою резиденцию в Великом Устюге. Конечно, это не связано с почитанием выдуманных персонажей или созданием культа, это удачный маркетинговый подход для создания туристической привлекательности.

Не обходит вниманием Рождество и «важнейшее искусство». Есть множество ярких и трогательных фильмов, которые заставляют смеяться и плакать, грустить и улыбаться. Они впечатляют. Очень много «рождественских фильмов», в которых нет Рождества.


Рождественская ёлка


Тридцать лет назад в СССР ёлка была атрибутом Нового года и не несла в себе никакого смысла, кроме создания праздничного настроения. До 1917 года были традиции украшения именно Рождественской ёлки.

Есть мнение, что ёлка — это продукт языческих традиций или, конкретнее, друидского культа. Давайте разберемся в этом…

Деревья в украшении или в ритуалах использовались во многих странах и селениях. Так, например, среди народов Европы был широко распространён обычай установки в весенние праздники «майского дерева». На Кавказе тоже использовали деревья. Так, грузины к 31 декабря заготавливали для очага грабовые дрова, а праздничный стол украшали чичилаки (наструганная кудрями ветка орешника). В Сванетии на Новый год в доме обычно устанавливалась берёзка. У горских евреев молодёжь ночью в первый день весны шла в лес на поиск «шам агажи» («дерева-свечки»), которое срубали, разводили из него костер, прыгали через него и пели.

У кельтов с празднеством зимнего солнцестояния издавна была связана омела (древесный паразит). Через кельтов символика омелы прочно вошла в англо-саксонскую культуру.

Существует легенда о появлении именно рождественской ёлки. Её связывают с именем Святого Бонифация. Бонифаций, чтобы показать германским язычникам бессилие их богов, срубил священный дуб Одина. Легенда развивает этот сюжет: на вопрос потрясённых германцев, как им отмечать Рождество, он указал им на маленькую ель, уцелевшую под рухнувшими ветвями дуба. Её вечнозелёные ветви символизируют бессмертие, а верхушка указывает на небеса, как место обитания Бога.

Формирование современного рождественского ритуала произошло также в немецкой традиции в конце Средневековья и начале Нового времени. Рождественская ель восходит к «райскому дереву» предрождественской мистерии — театрализованной постановки, посвящённой истории грехопадения, поскольку 24 декабря западными христианами отмечалась память Адама и Евы. В качестве декорации, учитывая зимнее время, использовали хвойное дерево, которое украшали яблоками (символ запретного плода) и вафлями или печеньем. Реквизит и образы этой мистерии, аналогично рождественскому вертепу, внедрились в домашний обрядовый обиход. Конечно же, эта традиция распространилась и на все страны, включая Америку.



Интересно, что в России сразу же после октябрьских событий 1917 года никаких официальных запретов ёлки и Рождества не вводилось. Наоборот, в канун Нового 1918 года Горький и Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную самыми известными российскими художниками. В книгу были включены произведения самого Горького, Чуковского, Ходасевича, А. Н. Толстого, Брюсова, Саши Чёрного и многих других. На обложке был помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесные звери. На верхушке дерева сияет восьмиконечная Вифлеемская звезда.

В апреле 1929 г. было решено отменить день Рождества; он стал рабочим днём, вместе с ним отменена была и рождественская ёлка, как «поповский обычай».

Но ёлка вернулась в 1936 году и стала неотделимым атрибутом отделённого от Рождества праздника — Нового года. Отличительным признаком именно новогодней ёлки является празднование первых мгновений наступающего года: под бой домашних часов.

Сейчас у нас, в Америке, ёлка – неотъемлемый атрибут Рождественских каникул. Конечно, каждая семья вкладывает разное значение в её украшение. Хорошо, если хотя бы одна игрушка напоминала бы о Вифлееме, святом семействе и родившемся Спасителе.


Политика и Рождество


Совсем недавно у нас в Америке приветствие «Счастливого Рождества!» заменялось на политкорректное и нейтральное «Счастливых Праздников!». Это было выражено в использовании в сувенирной продукции и в поздравлениях представителей власти. Конечно, никто не преследовался за поздравление с Рождеством, но процесс по выживанию традиционного приветствия был запущен в школах и СМИ. Так было до тех пор, пока 30 ноября 2017 года президент Дональд Трамп не поздравил американцев словами: «Merry Christmas!». Кто бы мог подумать, но это простое традиционное поздравление воспринималось как революционное. Так было восстановлено в правах Рождественское приветствие в США.

В Советском Союзе до 1929 года Рождество было государственным праздником и выходным днём и отмечалось по григорианскому календарю. Но после того, как выходные в религиозные праздники были отменены, большинство рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового года.

Интересный факт: в 1922 году в РСФСР стартовала кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или, иначе, в «комсвятки». Однако, через несколько лет эти меры были признаны неэффективными и «комсвятки» раскритиковали в центральной прессе. Тогда поняли, что подменить чем-то другим Рождество очень сложно. Рождество не праздновалось, а отмечался Новый год по-новому и (неофициально) по старому календарю.


География Рождества

В большинстве стран Рождество празднуется, и в 52 странах это — выходной день. Во Франции, Италии, России, Испании, Грузии, Южной Корее, Кубе, Казахстане, Бразилии и в других странах (всего 22) отдыхают один день. Два выходных дня есть в США (25 и 26 декабря), Австралии, Армении, Белоруссии, Венесуэле, Германии, Канаде, Украине, Швеции (всего 22 страны). Три выходных дня в 8 странах: Литве, Латвии, Финляндии, Эстонии, Молдавии и др. Во многих других странах Рождество празднуется, но нет выходного дня. Есть также страны, в которых Рождество празднуется неофициально и совсем не празднуется (смотрите карту внизу). К первым относятся Китай, Монголия, Турция, Вьетнам, Лаос, Кампучия (Комбоджия), Таиланд, Оман, Ирак, Пакистан, ОАЭ, Катар и Западная Сахара. Совсем не празднуется в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Афганистане, Саудовской Аравии, Ливии, Алжире, Мавритании, Тунисе, Йемене и Сомали.





Как мы уже рассматривали выше, за последние сто лет символы и персонажи Рождества претерпели изменения. В ассоциацию первой степени для многих не входят новозаветные персонажи и Сам младенец-Христос. Это можно назвать подменой, заменой или вытеснением. Здесь, в Америке, существует чёткое разграничение дат праздников. Например, ко Дню благодарения, Рождеству, Пасхе и Дню независимости готовятся заранее. Начинается рекламная компания и огромное количество тематических товаров выкладывается на прилавки, которые уже после праздников можно купить со скидкой. С ноября ровно по 25 декабря по радио транслируют Рождественские или околорождественские песни. На следующий день, 26 декабря, всё замолкает, выбрасываются ёлки, складывают в коробки игрушки, выключают или демонтируют световые гирлянды: наступает контрастная тишина и определённая опустошенность. Как будто ничего и не было… Действительно, вся мишура уходит, но всегда остаётся младенец Иисус, который проявит любовь Отца, будет распят и воскреснет. Останется Спаситель.



0 comments

Comentarios


bottom of page