top of page
Writer's pictureKanon Magazine

Вот как мы отказались служить с оружием в руках


Йоханнес Раймер

 

 

 

1.    Воевать или нет

 

Война между Россией и Украиной поставила многих евангельских молодых людей по обе стороны фронта перед одним и тем же вопросом: идти ли им по призыву в армию и сражаться на передовой с оружием в руках или отказаться? Хотя в обеих странах существуют законы, регулирующие отказ от военной службы по соображениям совести. В Украине, в частности, он приостановлен по причинам военного времени. Это вынуждает тысячи молодых людей бежать из страны и, если их поймают, быть насильственно призванными в армию. Все чаще поступают сообщения о самоубийствах тех, кто был невольно призван в армию на украинской стороне.

 

Другим удается бежать на Запад, где их не считают «настоящими беженцами». Массы молодых потенциальных призывников из России также бегут из своей страны, потому что отказываются брать в руки оружие. Но для христиан, в частности, успешное бегство не отменяет острых вопросов о том, правильно ли они поступили, отказавшись воевать. Лишь немногие из этих молодых людей сталкивались с вопросом о войне и мире, о социальном долге христиан, и их легко запутать. В то же время каверзные вопросы, которые задают критики пацифистских взглядов, не претерпели существенных изменений на протяжении веков.

 

Я, как и многие молодые христиане, отказался служить с оружием в руках в Советской армии в 1974 г. Когда я сравниваю вопросы, которые задают соответствующие органы отказникам по совести сегодня, с вопросами моих советских преследователей, они отличаются очень незначительно.

 

Это одна из причин, по которой я решил написать эту статью и рассказать о своей жизни в качестве отказника. Как и сегодня в Украине, в те времена нам грозили суровые наказания, и мы даже оплакивали смерть некоторых наших братьев, например, жестокую смерть молдавского христианина Ивана Моисеева.

 

Какими вопросами пытались отговорить нас от решения отказаться от службы с оружием в руках? И как мы реагировали? Приведенные ниже примеры фиксируют эти истории и призваны помочь молодым людям принять собственное решение.

 

 

2.    Только смерть врага гарантирует мир

 

Во-первых, оружие – далеко не самое эффективное средство защиты от врага. Государство утверждает, что защита страны от врага – священный долг каждого гражданина и что единственным эффективным средством борьбы с врагом является оружие. Смерть врага гарантирует жизнь друзей и близких, утверждают представители государства.

Это был первый тезис, с которым я столкнулся во время собственного отказа от службы с оружием в руках. А офицеру, который вел со мной беседу, понадобился следующий пример.

 

«Представьте себе следующую ситуацию. Враг нападает и угрожает смертью вашим друзьям и близким. А вы можете обратить их в бегство. Разве вы не сделаете все возможное, чтобы защитить их? И не станет ли смерть врага благословением для них и для вашей семьи?»

 

Я ответил следующее: «Да, защита моей семьи, моих друзей и моей Родины очень важна для меня. И я использовал бы для этого самые лучшие средства, которые есть в моем распоряжении. Это не пулеметы и не другое оружие, а Бог и сонмы ангелов. Я бы просил Его, чтобы Он присягнул моей семье. Против Бога не устоит ни один враг. Поэтому мне не нужно брать в руки оружие, а лучше прибегнуть к молитве».

«Но это наивно, молодой человек. Войны идут по всему миру. Где же ваш Бог?» – язвительно ответил офицер.

«Верно, но вопрос еще и в том, и прежде всего в том, где те люди, которые обращаются к Нему за помощью? Они тут же берутся за оружие и пытаются бороться сами, вместо того, чтобы взывать к Всевышнему. А Бог не навязывает людям Свою помощь. Те, кто считает себя достаточно сильным, чтобы победить врага мечом, не должны удивляться, если они погибнут от этого же меча. Иисус, в Которого я верю, однажды сказал Своему ученику Петру, который перед лицом римских врагов, хотевших арестовать Иисуса, вытащил меч из ножен: «Вложи меч твой в ножны, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут» (Матф. 26:52).

 

Мой собеседник начал громко смеяться и хулить Бога и его трусливых и глупых последователей. И тогда я предложил ему сделку: «Я буду стоять на страже без оружия следующей ночью, а вы нападете на меня со своим оружием. Я буду просить Бога о помощи, но я не могу гарантировать, что Он оставит вас в живых. Так как же? Согласны бросить вызов Богу и встретиться с Ним лицом к лицу?».

«Я не верю в Бога», – ответил офицер.

«Ну, тогда вам нечего бояться. Так как же?»

 

Офицер, казалось, на мгновение задумался, но затем со злостью выгнал меня из своего кабинета. Нет, его неверие показалось мне недостаточным для того, чтобы противостоять неведомому Богу.

 

 

3.    Кто громче всех кричит, рисковать не будет

 

Во-вторых, те, кто громче всех кричит о необходимости оружия, как правило, меньше всех готовы встретить врага лицом к лицу, если это означает отказ от собственных привилегий.

 

Мой хороший друг Андрей Лавор из Белоруссии, живущий сейчас в Калифорнии, США, отказался служить с оружием в руках в Советском Союзе в 1987 году. Когда его решение об отказе было окончательно оформлено, начались типичные длительные обсуждения и беседы с начальством, угрозы, оскорбления и обиды. Однажды соответствующий офицер задал Андрею и его другу Николаю, который тоже хотел отказаться, вопрос с подвохом: «Предположим, враг захватил вашу семью и угрожает убить ее, если она не отречется от своей веры. Разве вы не прибегнете к насилию и не попытаетесь освободить свою семью? Вы ведь любите свою семью?»

«Не стали бы. Мы предпочли бы оставить нашу семью под защитой Бога. А если их убьют, то мы знаем, что они в безопасности у Бога, и надеемся встретить их там после нашей собственной смерти», – ответили два мужественных христианина.

 

Тогда офицер обругал их самыми страшными словами, назвав их трусливыми и бессердечными дураками.

 

И Андрей спросил у офицера, можно ли ему задать вопрос. Тот согласился. И Андрей сказал: «Вы коммунист, да? И у вас есть партийный билет?»

Офицер гордо кивнул головой и посмотрел в сторону полковника КГБ, который тоже присутствовал в комнате.

«А если бы вашу семью арестовали враги и им угрожали смертью, если вы не сожжете на месте свой партийный билет и не откажетесь от партии, вы бы это сделали?» – продолжил молодой христианин, прямо глядя в сторону наблюдателя из КГБ. «Стала бы для вас верность партии важнее, чем семья? Или вы бы просто позволили им умереть? У вас не было бы надежды увидеть их снова. Мы увидим своих близких на небесах, а вы – нет. И все из-за клочка бумаги с вашим именем и партийной принадлежностью».

 

На мгновение у допрашиваемого офицера перехватило дыхание. Он начал громко кричать, оскорблять молодых людей, но не отвечал на вопрос. Затем он все-таки выгнал их из кабинета. Андрей и его друг отказались служить с оружием и теперь служат Господу в своих церквях. Очевидно, что те, кто громко призывает к верности государству, зачастую оказываются самыми большими трусами.

 

Это можно наблюдать и в поведении многих украинцев сегодня. Они горячо защищают свою страну от русских, но сами уехали за границу и с безопасного расстояния требуют от других верности и даже героической смерти. Легко представить, насколько это трусливо.

 

 

4.    Убитый враг гарантирует мир

 

Только мертвый враг является гарантией мира, – говорят сторонники воинственного ответа на любую агрессию. Враги заслуживают смерти. Именно поэтому во всех армиях мира в солдатах воспитывается ярко выраженная ненависть к врагам.

 

Но так ли это?

 

Когда в 1974 году я отказался служить с оружием в руках, приспешники КГБ ночью завели меня в Ленинскую комнату. Они знали, что в молодости я занимался боксом. И один из офицеров зачитал мне стих из Евангелия в Матфея 5:39, где Иисус говорит Своим ученикам: «А Я говорю вам: не противься злому, но противостань ему: Если кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь ему и другую».

 

Затем они спросили меня, верю ли я в эту «чушь». Когда я ответил утвердительно, напротив меня поставили маленького туркменского солдата и приказали ему выбить мне один из зубов, что он нерешительно и с большим трудом сделал. Эта процедура повторялась ночь за ночью. Я потерял много зубов. Каждый раз меня призывали активно пресечь это действие и дать отпор. Я этого не делал и вместо этого просил Бога возлюбить моего врага.

 

И вот однажды ночью сотрудники начали угрожать мне расправой. Один из них встал напротив меня и направил свой огромный кулак мне в лицо. Но перед самым моим лицом он остановил свой удар и крикнул мне: «За что ты меня любишь?» Он не мог ударить меня, моя любовь к нему, моему врагу, сломила его агрессию.

 

Иисус ожидает именно такого отношения от Своих учеников, когда говорит:

 

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Ибо Он восходит солнцем Своим на злых и на добрых и посылает дождь на праведных и на неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Разве и мытари не поступают так же? И если вы только добры к братьям вашим, то что особенного делаете? Разве и язычники не поступают так же? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:43-48).

 

Дети Божьи побеждают зло любовью к своим врагам, а не ненавистью и человекоубийством по отношению к ним. Я не могу себе представить, как любящие люди всаживают пулю в своего возлюбленного. Поэтому я могу только призвать своих друзей-христиан использовать против своих врагов не оружие, а любовь. Ничто не может быстрее положить конец войне.

 

Христиане – миротворцы, послы примирения вместо Христа (2 Кор. 5:18-20). Причем примирение происходит не между друзьями, а между злейшими врагами. Они могут использовать оружие друг против друга. Христиане же обращаются к Богу. Они знают, что праведный Бог никогда не оставляет несправедливость безнаказанной. В Его руках возможен справедливый мир. Ведь Он – Бог мира. Во всяком случае, я решил встать на Его сторону фронта и сражаться в молитве. И так должны поступать все христиане.

0 comments

コメント


bottom of page